Большинство самарских детей-сирот остались без попечения при живых родителях. Органы опеки и попечительства обязаны принимать превентивные меры по предотвращению социального сиротства.
Вчера в областном минздравсоцразвития собрались руководители и специалисты органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, осуществляющих переданные государственные полномочия по опеке и попечительству. Они приняли участие в семинаре «Новое в законодательстве по опеке и попечительству», который проводила начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алла Дзугаева.
Перед началом семинара с кратким отчетом выступил руководитель Управления организации опеки, попечительства и профилактики безнадзорности Департамента по вопросам семьи и демографии областного минздравсоцразвития Борис Фролагин. Он сказал, что в его Департаменте создано 37 различных структур и подразделений, работает 4,6 тыс. человек, среди них – 2421 специалист.
Численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом уменьшается, если в 2005 году на учет было поставлено 2816 детей, то в 2009 году – 1455. Количество граждан, лишенных родительских прав также снижается: в прошлом году таких граждан было 443 человека против 785 в 2008 году. В 2009 году матери оставили в роддомах 189 детей, в 2008 году – 266, в 2007 году – 312, и эти показатели тоже радуют.
Всего на учете в органах опеки и попечительства Самарской области стоит 12990 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году 85,2% таких детей было устроено в семьи усыновителей и попечителей. По состоянию на 1 января 2010 года под опекой находится 6143 ребенка, 3668 – в приемных семьях, 886 – в семьях усыновителей.
Всем, кому необходима более полная информация, рекомендовано обратиться на сайт «Усыновление в Самарской области» (http://www.usinovi-samregion.ru), где очень подробно прописаны все возможные схемы усыновления и опеки детей, выложены необходимые законодательные акты по этому вопросу.
Говоря о социальном сопровождении приемных семей, Борис Валентинович сообщил, что в 2009 году было зарегистрировано 60 возвратов детей, в том числе 26 – из-за неразрешимых проблем между родителями и детьми. 31 возвращенный ребенок после специальной реабилитации снова был возвращен - уже в другую приемную семью. Грустно признавать, но большинство детей, стоящих на учете, стали сиротами при живых родителях. И перед государственными органами стоит задача качественного отбора и подготовки кандидатов в приемные родители и усыновители. Для этого в губернии работает 6 специализированных центров «Семья».
В части неутешительных итогов работы Борис Фролагин отметил недостаточный контроль органов опеки и попечительства за сохранностью закрепленного за детьми жилья. Выяснилось также, что размер ежемесячных выплат опекунам сейчас не обеспечивает прожиточного минимума. По этому поводу направлено обращение Губернатору области с просьбой об индексации выплат. Были случаи, когда при назначении опекуна не принималось во внимание мнение ребенка в возрасте старше 10 лет, а иногда в личном деле ребенка не имелось информации об отсутствии судимости у приемного родителя. Но все эти недоработки были признаны решаемыми.
Московская гостья, успевшая перед семинаром посетить один из самарских домов ребенка, в целом положительно оценила работу органов опеки и попечительства в Самарской области. Алла Дзугаева напомнила, что Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» действует с 1 сентября 2008 года и с тех пор стали видны его плюсы и минусы, которые потребовали его корректировки. Ее выступление состояло из комментариев по применению тех или иных статей закона в конкретной работе. Стало известно, что контролирующим органом по работе с несовершеннолетними детьми назначен Рособрнадзор. Сейчас в нем создаются соответствующие подразделения, имеющие право выезжать с проверками на места, издавать предписания и принимать административные меры воздействия к руководителям органов опеки и попечительства, вплоть до увольнения. Те же функции в отношении находящихся под опекой совершеннолетних граждан теперь будет выполнять Росздравнадзор.
Другим важным новшеством следует признать усиление превентивных мер по предотвращению социального сиротства. Органы опеки при помощи всех возможных учреждений (центры «Семья», инспекции по делам несовершеннолетних, медицинские учреждения, школы и т.д.) обязаны на ранней стадии выявлять и ставить на учет детей, чьи родители своими действиями или бездействиями препятствуют нормальной жизни и развитию детей. И здесь особенно насторожиться стоит родителям
детей-инвалидов, многодетным и малообеспеченным семьям, условия жизни которых трудно считать комфортными.
К описанию других новаций в законодательства об опеке и попечительстве «СИ» вернется в одном из ближайших номеров. А напоследок советуем всем родителям обратить внимание на Интернет- проект Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России» (http://www.usynovite.ru), который содержит законодательные и нормативные документы, описание разных семейных форм устройства, а также полезный раздел «Обмен опытом».