Поводом для поездки послужила жалоба от воспитанников ряда детских домов и интернатов Челябинска, поступивших уполномоченному по правам человека. Было их несколько. Но и одна слезинка ребенка стоит треволнений взрослых… Мой собеседник — председатель Общественной палаты Челябинской области, председатель Челябинского областного отделения Российского детского фонда Вячеслав Скворцов.
— Вячеслав Николаевич, на итоговой пресс-конференции Павел Астахов, после трехдневной работы на территории нашей области, заявил, что работу детских государственных учреждений он оценивает на твердую четверку. «За «государственных» детей в Челябинской области я спокоен», — сказал он. Что стоит за этими словами?
— Конечно, приезд к нам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка — событие нерядовое. Тем более поводом послужили жалобы ребят. Павел Астахов со своей командой ознакомился с работой более тридцати учреждений области: детских домов, социально-реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, колонией для несовершеннолетних и другими. Потом состоялся предметный разговор с госслужащими профильных министерств, социальными работниками, общественными организациями.
По мнению Павла Астахова, Челябинская область неплохо выглядит на фоне России по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. «У вас нет такой очереди, как в других регионах, — отметил омбудсмен. — Ежегодно, с 2005 года в бюджете области предусматриваются средства на обеспечение жильем сирот. За это время жилье получили 1805 человек. В 2010 году на приобретение жилья детям-сиротам предусмотрено 116 миллионов рублей».
Говоря же о проблемах, которые увидел Астахов со своей командой, он отметил, что они носят системный характер и встречаются не только в Челябинской области, но и в других регионах России. Например, был выявлен такой факт: ребенок находился в социальном приюте четыре года, тогда как лимит пребывания в его стенах составляет 30 дней. В течение четырех лет ребенок теряет социальный статус, пособие, нерешенным остается вопрос с жильем. В целом в стране, отметил Павел Астахов, необходимо реорганизовать систему интернатов. «Нужно открыть двери школ-интернатов. Дети должны социализироваться. Для педагога не должно быть разницы, кто перед ним: ребенок-сирота, ребенок из неполной семьи или из благополучной. Например, в Челябинске из 332 детей, которые учатся в одной из школ-интернатов, только 17 находятся под опекой государства. Остальные же живут в семьях. И учатся вместе. Такую практику нужно распространять повсеместно».
Я бы сказал, что Павел Астахов выделил главное в работе с «государственными» детьми — дети должны воспитываться в условиях максимально приближенных к домашним. Этот принцип является главенствующим и в работе нашей областной власти, регионального Детского фонда, всех общественных организаций, занятых благотворительной деятельностью. На Южном Урале отлажена система по устройству детей в семьи: так, в 2009 году в семье оказались 3029 детей. Из них были взяты под опеку 1771 человек, усыновлен российскими и иностранными гражданами 341 ребенок, возвращены родителям 689 человек, еще 228 детей обрели приемную семью. Кстати, за последние годы в области существенно увеличилось количество приемных семей. Если в 2006 году было всего 25 таких семей, и в них воспитывалось 89 детей, то сегодня уже насчитывается 542 приемные семьи, которые воспитывают 743 ребенка.
Вы можете возразить мне, что эти цифры не отражают те вопиющие, трагические исключения, которые встречаются в семьях с усыновленными детьми.
— Да, как раз об этом я и хотела спросить. Недавно все центральные и местные СМИ рассказали об очередной трагедии усыновленных брата и сестры из России одной американской семьей и гибели одного из этих детей — семилетнего мальчика от побоев и голода. Как уберечь детдомовских детей от таких усыновителей? Не один детектор лжи не раскроет жестоких намерений таких монстров-усыновителей.
— Я вижу только один выход: постоянный и жесткий контроль над усыновителями. Надо следить за судьбой таких детей в новых семьях, вплоть до их взросления.
Кстати, Павел Астахов на встрече с губернатором Петром Суминым узнал, что буквально неделю назад депутаты Законодательного Собрания Челябинской области приняли закон об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка. Уже в ближайшее время на рассмотрение главы региона будут представлены кандидатуры на этот социально значимый пост.
— Но свою работу в нашем регионе Павел Астахов начал с посещения Челябинского областного отделения Российского детского фонда. Думаю, это не случайно.
— Да, нашему Детскому фонду скоро исполняется десять лет. Нам было о чем поговорить с Павлом Алексеевичем. И Российский детский фонд, который возглавляет Альберт Лиханов, и наш областной Детский фонд по своим делам и планам созвучны с деятельностью уполномоченного по правам ребенка. Главное — у нас одни подходы: помочь спасти сироту в этой взрослой жизни, защитить его права. И чтобы решить даже небольшую проблему ребенка, приходится порой преодолевать большие барьеры. Как образно сказал Альберт Лиханов: «Приходится бить молотком по шляпке гвоздя много раз в надежде этот гвоздь забить».
Мы познакомили гостя с сотрудниками фонда. Хотя коллектив небольшой, но мобильный и дружный. Особенно Павел Астахов заинтересовался опытом проведения областного благотворительного марафона «ХХI век — детям Южного Урала», его масштабом и результативностью. Став бессрочным, марафон приобрел в регионе формы национального проекта, цель которого системная поддержка детства.
Вообще в ходе десятилетнего проведения этого благотворительного марафона была отработана комплексная система взаимодействия многочисленных общественных организаций, органов власти и бизнеса. В Челябинской области, в отличие от большинства регионов России, были приняты необходимые нормативные акты, которые помогли нам избежать ошибок и формального подхода к благотворительному марафону. Например, Закон «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области» гарантирует оказание государственной поддержки участникам благотворительной деятельности на территории области. А Закон Челябинской области «Об областном бюджете на соответствующий год» определяет приоритетные направления благотворительной деятельности в соответствующем году; постановления губернатора определяют порядок предоставления льгот участникам благотворительной деятельности по социально значимым проектам.
Учет благотворительных средств возложен на Челябинское областное отделение Российского детского фонда. И что особенно важно и ценно в благотворительных делах в рамках этого марафона: средства направляются на оказание помощи детям, проживающим в территориях, откуда поступили средства и от имени благотворителя.
Но эту большую и важную работу Детскому фонду не посильно было бы осуществить без совместной деятельности с общественными организациями и координаторами по взаимодействию с фондом, утверждаемыми муниципальными главами.
— Вячеслав Николаевич, такая основательная правовая база государственной поддержки благотворительной деятельности у нас в области и та социальная инновация, которую предложил Детский фонд десять лет назад, а именно — привлечь к решению проблем детства общественные организации и бизнес, высоко подняли планку благотворительности в регионе. Поэтому бюро Президиума правления Российского детского фонда, высоко оценив работу Челябинского областного детского фонда, избрало его «как пионерное в реализации своих проектов». А челябинский опыт проведения бессрочного благотворительного марафона «ХХI век — детям Южного Урала» рекомендован был для распространения в других субъектах Российской Федерации.
— А вы знаете, именно такой законодательно-организационный формат развития гражданских институтов и бизнеса помог нам структурировать их работу и взаимоотношения. И это сразу сказалось на результатах. По подтвержденным источникам, за 2008 год общественные организации совместно с бизнесом выполнили дополнительно к областному бюджету общественно значимых работ на сумму три миллиарда 50 миллионов рублей. В 2009 году в связи с кризисом эта сумма сократилась вдвое.
В области сейчас реализуется два десятка социальных программ по благотворительности — от поддержки и помощи детям-сиротам до решения экологических, образовательных, культурно-просветительных и многих других программ.
— Кстати, что, на ваш взгляд, главное в благотворительной работе?
— Главное, не опоздать с помощью, а еще уметь благодарить людей за их доброту и милосердие. Областной детский фонд учредил для этих целей специальные грамоты, почетные знаки, премии, благодарственные дипломы и письма.
Летопись благотворительного движения Челябинской области имеет электронную фильмотеку из 98 фильмов «Спешите делать добро». Каждый из них демонстрировался на областных и центральных каналах телевидения, в частности, на ГТРК у наших передач самый высокий рейтинг. Среди программ социальной направленности они заняли первое место. Также на интернет-сайтах размещаются сведения о благотворительной деятельности в нашей области.
— А какие недочеты в работе отметила московская комиссия во главе с Павлом Астаховым?
— Слабое место у нас — волонтерство, то есть добровольчество, а точнее его отсутствие. Хотя я много места в нашей беседе уделил финансовой стороне благотворительных дел, организационной, правовой. Но не все решают деньги. Нужно не только накормить, обуть, одеть брошенного ребенка. Самое главное — это вернуть ему чувство дома, которое всегда живет в душе маленького человека. Не дать ему потеряться в океане жизни. Здесь волонтерство особенно нужно.
Павел Астахов высказал такую мысль, что проблема кадровой текучки, которая наблюдается во многих социальных учреждениях, может компенсироваться постоянной практикой студентов-педагогов. «Студентам надо предоставить возможность бывать в детском доме каждую неделю, чаще общаться с детьми. Для будущих педагогов — это лучшая практика, а для детей — возможность социализации и расширения круга общения», — сказал Павел Астахов. Была высказана конкретная просьба исполняющему обязанности начальника главного управления исполнения наказаний по Челябинской области О.В. Канашеву об организации в детских колониях волонтерской работы. Олег Владимирович Канашев уже инициировал совместную работу его управления с Областным детским фондом и Общественной палатой.
Необходимо вовлечь в благотворительную деятельность и добровольчество все территории региона. А пример есть с кого брать: Магнитогорск, Челябинск, Сатка, Коркино, Увельский район и другие. Оценку нашей работе будут ставить сами дети. Как точно подметил Павел Астахов: «Обман не скроешь — детские глаза выдадут. Когда ребятами занимаются, это сразу видно».
http://up74.ru/rubricks/obshhestvo/2010/mart-10/obman-ne-skroesh--detskie-glaza-vydadut-/